лектроника под капотом - чип-тюнинг. В прошлый раз мы разговаривали о механических способах тюнингования двигателя, подробно остановившись на механических нагнетателях (суперчарджерах). Сегодня мы остановимся на так называемом «чип-тюнинге» - электронной системе повышения КПД двигателя, которая при всей своей незаметности способна довольно сильно поднять его мощность.
Что такое «чип-тюнинг», и в чём его секрет?
В наше время большинство выпускаемых легковых автомобилей комплектуются инжекторным двигателем. Оно и понятно: инжектор уже давно зарекомендовал себя как полезная и уж наверняка более надёжная топливная система, чем карбюратор. Укомплектованные инжекторным двигателем автомобили имеют так называемый "блок управления двигателем", - электронную систему управления впрыском топлива (ECU – Engine Control Unit). ECU – это по сути своей специальный компьютер, который отвечает за работу двигателя при любой скорости вращения коленвала и нагрузке, он создаёт управляющие сигналы для исполнительных устройств, таких, как система подачи топлива, система зажигания, турбонаддува (если он есть) и др. При этом компьютер использует информацию, получаемую от различных датчиков, - числа оборотов, положения коленвала, расхода воздуха и топлива и т.д. В ECU записан ряд параметров, которые вместе с управляющей программой создаются фирмой-производителем с условием полной оптимизации, и преследующей следующие цели:
1. Автомобиль должен иметь большой ресурс, несмотря на проблемы, возникающие при использовании низкокачественного топлива (как правило, каждый европейский автомобиль калибруется на октановое число 92, за исключением французских и английских - 95) и низкокачественных смазочных материалов. Такой принцип должен, по идее, уберечь от аварии автомобиль даже того водителя, который не заботится о своей машине, и не обеспечивает ей надлежащий уход и техобслуживание. С другой стороны, этот подход увеличивает потребление топлива и снижает мощность двигателя. Запас составляет не менее 15% для автомобилей с двигателем без наддува и около 50% (половина номинальной мощности) для автомобилей с турбинированным двигателем (данные GM Opel).
2. Автомобиль должен иметь, по мере возможности, низкий расход топлива - но, так как в правилах точно указано, для каких скоростей - (90 и 120 км/ч) - производители ограничивают параметры и расход топлива при этих скоростях на 4 и 5 передаче, создавая искусственные «дыры» в графике расхода топлива. При оборотах ниже 3000 в минуту они необходимы для улучшения этого показателя в городском режиме - однако характеристики работы автомобиля во многом ухудшаются. Стратегия производителей здесь понятна – опросы показывают, что клиенты стремятся покупать именно тот автомобиль, который хотя бы по названию является экономичным, оставляя на втором месте динамику и ускорение.
Рассмотрим, к примеру, немецкий рынок автомобилей. Большинство предлагаемых здесь автомобилей обладают меньшей мощностью, чем их эквиваленты, которые поставляются на японский или американский рынок, хотя и имеют практически одинаковую величину крутящего момента. Причина здесь – в высоких налогах. Возьмём для примера двигатель Honda 1,4 Vtec; в Германии он имеет мощность 75 л.с, в Украине – 75 или уже 90 л.с., ну а в Японии этот же самый двигатель развивает мощность около 100 л.с.!
Способ вернуть под капот те лошадиные силы, которые производитель по тем или иным причинам пожалел, существует. При помощи «чип-тюнинга», то есть замены старого чипа ECU на новый, можно увеличить мощность двигателя примерно на на 8-10 % и даже на 25-35% (автомобили с турбонаддувом). Существует также возможность улучшения параметров двигателей TDI, CDi, HDI, JTD без замены компьютера, путём изменения его программы при помощи подключаемого снаружи блока и «удалённого» изменения параметров программы штатного компьютера.
Суммируя сказанное, можно выделить, что если Вы желаете повысить мощность двигателя, не изменяя его механических параметров, то для этого мы имеем два способа: изменение входящих сигналов ECU, то есть, в некотором роде, «обман» компьютера. Пример – изменение жёсткости возвратной пружины заслонки расходомера воздуха. Второй способ – непосредственно сам «чип-тюнинг».
При помощи «чип-тюнинга» возможно влиять на работу практически любой системы двигателя, из тех, управление которыми лежит на «плечах» ECU. В целях получения повышенных мощностных характеристик существует возможность следующих изменений: изменение установки угла опережения зажигания, величины времени впрыска, отключения или изменения режима работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов, для двигателей с компрессором - можно изменить величину давления наддува. Кроме того, можно изменить обороты холостого хода, максимально разрешённые обороты двигателя и максимально допустимую скорость автомобиля (при её электронном ограничении). Величина прироста мощности в этих случаях составляет, как мы уже упоминали, от 8% до 35% ( последний параметр - в двигателях с механическим нагнетателем). Цифры вроде бы и небольшие, однако каждый водитель, кто хоть раз проехал на «чипованной» машине, сразу желает установить себе это электрическое чудо. Почему? Всё просто. Дело в том, что чип улучшает крутящий момент и эластичность двигателя, что непременно сказывается на «приёмистости» автомобиля. То есть, при нажиме на педаль акселератора, вы почувствуете «подхват» автомобиля на более низких оборотах, что в свою очередь позволит вам, например, не переключаться на пониженную передачу, когда раньше это было необходимо. В том же случае, если вы всё же переключились, разгон будет происходить ещё более стремительно.
«Чип-тюнинг» - современный способ увеличения мощности двигателя и, пожалуй, один из самых безопасных. Кроме того, для установки нового чипа вам не придётся проделывать дыру в капоте, или менять что-нибудь в самом двигателе. Из этого следует, что «чип-тюнинг» - также один из самых «незаметных» видов тюнинга.
«Незаметных» – пока ваш автомобиль стоит на месте.